?

Log in

No account? Create an account
Кенозеро. Заброшенные мысли. Часть 2-я, позапрошлая. - вилами по воде

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация

Ноябрь 18, 2012


Previous Entry Поделиться Next Entry
11:37 pm - Кенозеро. Заброшенные мысли. Часть 2-я, позапрошлая.

 Думаю, самое время продолжить.
 Не знаю, как у вас, а у меня уже накурена полная пепельница мыслей из-под предыдущего Кенозера.
 Правда, вытряхнуть её у меня рука не поднимается. Судя по тому как наше настоящее рифмуется с прошлым, мне эти чинарики придётся докуривать ещё не раз. Впрочем, не привыкать.
 Но если рассказывать прошлое Кенозерья ко мне приходили самые бредоносные сло́ва сочетания, то в отношении к позапрошлому я обопрусь на голый исторический материализм, лишь слегка покрыв его нормативной чукоцкой лексикой.
 А то начал первую часть... и сразу с мата.
 Во второй я проявлю последовательность. Поставлю-таки шах.
 Так что нечего толпиться на крылечке, заходите, устраивайтесь кто чем может...



 Эти античные новгородцы были вызывающе самостоятельным народом, скажу я вам. Ещё тысячу лет назад они завели у себя в Великом Новгороде покрытия для мостовых, колокол для голосующих и бересту для грамотных. И с какой стороны на тот Новгород ни посмотри - обязательно увидишь Торговую сторону. А в таких условиях очень легко вступать в товарно-денежные отношения с обязательным материальным благополучием в финале. Размах этих отношений впечатлял даже самых суровых скандинавов - уж если бизнесмен новгородский, так уровня Садко, а если рэкетир и бандит - так Васька Буслай... Ну-ка, о нынешних, рассейских, сложат ли когда-нибудь что-либо похожее, легендарненькое? Кто сказал "только на допросе у следователя"?! Как же... Измельчали касатики.
 Ладно, это я отвлёкся, извините.
 Это я всё к тому, что именно новгородцы первыми просочились в Кенозерье, пробиваясь где веслом, а где и волоком на выход.
 На выход к Белому морю, а затем и дальше, за Камень, в Югру...
 Тысячу лет назад Русский Север был пространством, где дорог не было нет и не будет, и потому здесь вовсю пользовались реками, выходя из Новгорода по первой большой весенней воде, и возвращаясь обычно уже по осени, гружёные пушниной, шкурами, рыбой, рыбьим зубом да китовым усом. Шли ватагами, где рекой, где озером - на лодьях-соймах, а чаще на берестяных каюках. Маршрут подбирался тщательно и годами, так, чтобы во́лок, то есть его сухопутная часть, занимал минимальный отрезок. Таких маршрутов к Белому морю за время новгородской колонизации Севера сложилось несколько, и ключевым словом в названии каждого из них было "волок". Но я и так уже слишком расточителен на буквы... Зачем? Сейчас меня интересует только один, Кенский волок.
 Именно на его пути возникали первые промысловые станы новгородцев. Охотничьи и рыболовецкие, по Кене, Череве и Волошове, на Почозере, Кумбасозере и Кенозере. Ведь это же не слишком удобно, каждый сезон возвращаться всей артелью в Новгород, не так ли?




 Но Русский Север так и остался бы на всю жизнь новгородским, если бы в 1200-х на Руси не случился Батый со своим нашествием. Спасаясь от постоянных татарских погромов, которые ханские баскаки стали регулярно учинять после 1238-го года, жители ближайших к Орде русских земель - Ростово-Суздальской, Владимирской и других, потихоньку двинулись куда глаза глядят. И у большинства из них глаза глядели в дремучий лес, то есть на Север.




 Но в отличие от новгородцев, этих непобедимых промысловиков и торговцев, люди Залесской Руси, "низовики", были умелыми пахарями, знали толк в земле и ремёслах. Это под Новгородом хлеб было проще купить, чем вырастить, а в Муроме древнего образца за плугом умели ходить даже сказочные герои. Правильно, Садко никак не мог родиться в Муроме, а Илья - в Новгороде.
 И вот, начиная с 13-14-го века, на Русском Севере заваривается крепкий чай из пришлого люда... Вольного, заметьте.
 А что же местное, коренное население Севера, воскликнет проснувшийся-в-каждом правозащитник - чудь, лопь, корелы?.. В этот раз обошлось без геноцида, да. Спи спокойно, правозащитник. За двести-триста лет финно-угорское меньшинство просто смешалось, окрестившись, с прибывающим большинством, но успев-таки этнически наследить и оставить певучие названия в топонимике края - Майлахта, Масельга, Чёлма...




 Нельзя не упомянуть монахов, шедших осваивать себе пустыньку часто даже впереди крестьян... Инок-труженик, инок-богомолец - всё это прекрасно сочеталось с тяготами, невзгодами и лишениями в условиях Русского Севера. Сразу скажу, что далеко не всегда монахи-отшельники находили взаимопонимание с крестьянами и промысловиками, но тем не менее где-то в это время на территории нынешнего Кенозерья появились Пахомиева, Макарьевская, Кирилло-Челмогорская и Аглимозёрская пустыни. Все они были такой же частью этих мест, как и десятки деревень, возникших на берегах здешних озёр.




 Уже к 16-му веку Кенозерье и окрестности обретает своё хозяйское лицо и прочую экономическую уверенность. Свободное, "миром", расселение крестьян по всему краю, без уплаты боярского оброка, означало быстрое появление новых деревень. Прибавьте сюда ещё богатые лесом, пушниной и рыбой угодья, удачное расположение... В середине века в Двинской и Онежской губе появились первые торговые корабли англичан, голландцев и прочих немцев. По Онеге и Двине начинается первый сплав леса. Расцветает Каргополь.




 Неизвестно, во что бы превратилась эта свободная экономическая зона "Русский Север", если бы в России не появился царь хотя и с рефлексами плотника, но при этом с очень творческим, креативным подходом к своему царскому делу. За пару десятков лет он полностью перекроил лицо и одежду огромной, веками нечёсаной страны, а ещё взял, да и прорубил окно в Европу. В результате этого жизнь на Кенозере (да и в Каргополе) превратилась из бурного порожистого потока в спокойную тихую речку, с болотистыми и топкими берегами. Нет, жизнь здесь не пересохла. Просто её течение приняло довольно спокойный характер, без потрясений и вливаний протекавшей мимо истории, вплоть до 1925 года.




 "Загнано место" - чесали оставшиеся бороды купцы, рассуждая о бизнес-перспективах Каргополя и окрестностей. Загнано-то загнано, да только вот именно в сухом погребе картошка дольше хранится. Это я о том, что отсутствие какого-либо постороннего влияния на протяжении столетий помогло сохранить на Кенозере всё - и обычаи, и говор, и саму систему хозяйствования. Рай для исследователя, и первые исследователи-этнографы постучались в этот рай ещё в позапрошлом веке.
 А уж они-то знали толк в картошке этнографическом материале!




 Думаете, что и я тут же начну выкладывать сюда все детали жизни и быта кенозерского крестьянина? Как бы не так! На самом деле этих деталей гораздо больше, чем вас, дорогие мои читатели антинаучных рефератов. И где мне вас искать потом, погребённых под завалами из подробностей? И чем откапывать?
 Так и быть, для особо храбрых заинтересовавшихся я даю ссылки. Они внизу.
 А сам продолжу излагать картину обобщающими штрихами, да ещё пользуясь при этом маркером-смысловыделителем. Это довольно сложный графоманский фокус - закрасить смыслом намеченный контур. Но я попробую, используя слово "удивительно".




 Удивительно разумной и самодостаточной была организация жизни северного крестьянина, его умение пользоваться землёй и скудными, на первый взгляд, ресурсами северной природы. Вокруг мог случиться какой угодно апокалипсис, но если он не касался самого Кенозерья, то никто из жителей его бы и не заметил. Живя в условиях, от которых стараются сбежать даже сейчас, кенозерский мужик сам обеспечивал себя всеми необходимостями - жильём, едой, одеждой и обувью. И для каждой необходимости у него было своё время и свой маневр.
 При этом лето было самым богатым... на манёвры. А как же... С мая по сентябрь успеть посеять и сжать. Посеять и сжать яровые и озимые, рожь и ячмень, репу и картошку, лён и горох. В начале июня выгнать с отпуском бурёнок на растерзание медведям под присмотр нанятых со стороны пастухов. А в середине июля начинался сенокос, ну это когда литовку от себя не отпускаешь с четырёх утра и до ближайшего дождичка... Да что там литовку - бывает и с горбушей рядом заснёшь, чё... А если погода не для покоса, а время не для жатвы, так бегом в лес, с берестяным кошелём за плечами. Кошелёк это ведь для бесполезных здесь денег, разве что в потребиловку сходить... А вот кошель - для земляники, куманики, черники, костяники, брусники(!), малины с морошкой. Для грибышей же на Севере так вообще кузов придумали.
 Осень нужна уже для того, чтобы всё собранное, сжатое и выкопанное сохранить. Обмолотить, насушить, накоптить, намолоть, засолить, заквасить, убрать и развесить. Заполнить засеки и лари в амбарах, набить погреба и ледники. И не забыть про кладовые. Уф...




 Ещё осень это сезон полноценой охоты на дичь - боровую и пролётную. Ну а как землю морозцем схватило, так пора и за дровами, складывать поленницы, чтобы по первому снегу вывозить их на дровнях.
 Да, будет жарко в избах, и зимой это очень важно - Север всё-таки. Потому большая часть работ плавно перемещается в избы. Зимой готовили шерсть и лён - чесали, пряли, ткали, вязали и вышивали. Вся одежда северного крестьянина - от исподней рубахи до полушубка, делалась тут же, в деревне, часто своими руками. Зимой катали валенки, плели лапти, шили из кож "ступни" да сапоги. Девочка с восьми лет уже умела пользоваться прялкой, а любой мальчишка - вязать сети.
 Кстати, о рыбалке. Рыба, наряду с хлебом, была основой питания в Кенозерье. И рыбалка в общем-то здесь была круглый год - на озёрах, реках и ручьях. Но именно зимой крестьяне собирались в артели и заводили неводы по Кенозеру, Лекшмозеру и другим крупным озёрам. Ловля неводом - дело коллективное, ага. Загнанный под лёд и около двухсот метров длиной, он за одну тоню мог дать пудов триста, а то и больше. Ряпушка, сорога, сиг... Хорошо. Только вот последние мудрецы ловли неводом покинули этот мир ещё лет шестьдесят назад.
 А мне же осталось наблюдать, как это делают где-нибудь во Вьетнаме или Индии...
 Так вот, зимой мужику емелиться на печи было некогда. Для полноты композиции добавьте сюда ещё промысел пушнины и заготовку строевого леса... хотя о лесе чуть ниже.
 Но что хочу сказать, в задумчивости заканчивая этот штрих... Суть даже не в том, что мог взять северный крестьянин у природы и что он для этого делал. Важно понимать, сколько он всего этого брал.
 Никогда не брать лишнего. Брать, а не отбирать.
 И не случайно ведь, что старикам было некому и незачем рассказывать про ловлю неводом. Ибо уже после первых сорока колхозных лет на Кенозере с неводом делать нечего.




 Удивительно, насколько дружной была крестьянская деревня на Русском Севере до появления в ней организаторов эффективного свободного труда и светлого будущего. ...Общинное землепользование, дофеодальная форма хозяйствования, обычная ещё во времена Киевской Руси... Это не я, это господин исследователь-этнограф образца позапрошлого века при свете керосиновой лампы пишет взволнованным почерком письмо Столыпину в свой дневник.
 Конечно, в Киевской Руси всё было несколько по-другому, но то, что кенозерские крестьяне жили "миром" или "обчеством" это факт. Это означало совместный труд при решении общих житейских вопросов (строительство дорог, церквей, мостов, мельниц...) и помощь попавшим в сложные ситуации односельчанам. К примеру, погорельцы или потерявшие кормильца, могли ВСЕГДА рассчитывать на "помочь" при распашке своего надела, строительстве избы... любую.
 Или ещё пример... Все, кто привозил молоть своё зерно на деревенскую мельницу, обязан был платить (сверх платы продуктами кухару-мельнику) небольшие, обычно денежные налоги - гарсы. Так вот часто эти самые гарсы шли на помощь тем, кому в этот год на мельницу привезти было нечего. Вот так-то.
 Кстати, о налогах. За такие ответственные мероприятия, как сбор государевой подати или перераспределение земельных наделов, отвечал деревенский староста, выбираемый всем "миром" на сходах. Как правило, это был единогласно уважаемый в деревне человек, добившийся всего своим трудом, а не близостью к барину.
 Уважение исключительно за умение трудиться, способность сообща решать возникающие проблемы и готовность прийти на помощь соседу - всё это будет вторым штрихом, рисующим картину русской деревни на Севере.




 Удивительно, как много умели делать кенозерские крестьяне. Ну-ка, оглянитесь вокруг и скажите, что сделано вами лично, ручками, из того, что вы видите? Одна вещь, две... Скока?! Я, например, честно скажу, что своими руками, из того, что рядом и в визуальной доступности, я набил только мусорную корзину для бумаг.
 А вот в крестьянской избе всё было наоборот. Образа в Красном углу, керосинка, ружьё да пара хромовых сапог - это примерно все предметы, которые вам попались бы на глаза, окажись вы в ней сейчас. Всё необходимое - от гвоздей подков и посуды, до лодок, столов и ткацких станков было сделано самими крестьянами.
 А гвозди кенозёрам не больно то и нужны были... Потому что при строительстве они ими НИКОГДА не пользовались.
 Да, строительство, пожалуй, и будет нужным примером... А то уж больно много чего умели эти кенозёры. Хотя почему "строительство"? На Севере ведь не строили ни избу, ни часовню... Их рубили, топором. И даже плотника никто не называл плотником, а называли "рубленник".
 Дай крестьянину топор, он и часы починит.




 Но прежде чем срубить избу, нужно срубить дерево. Когда-то на Севере это было настоящей наукой - выбрать нужный лес для постройки. Ведь от того, насколько правильно заготовлены бревна, зависит, сколько простоит изба, сложенная из них - 100, 150 или 200 лет... Для постройки обычно брали лиственницу (нижние венцы-ряды брёвен) и сосну. Ни в коем случае это не должны были быть деревья, взятые с низин, болотин и прочих угнетённых участков леса. И уж совсем неслыханным преступлением было бы срубить дерево в святой роще. Строевой лес брали обязательно зимой, спящим, в сухих приподнятых борах, предварительно простукивая колотушкой или обухом приглянувшееся... Звонкий звук от удара, обух отлетает - можно брать, глухой - лучше оставить. Лес вывозился зимой же, по санному пути... Что? Весной, по большой воде? Никакого сплава. Бревно, попавшее в воду, для строительства избы уже не годилось.
 Доставленные стволы слегка ошкуривались и оставлялись лежать, подсушиваться. И только пролежавший до осени и после этого полностью очищенный от коры лес мог пойти на сруб.
 Я не стану сейчас поэтапно и по брёвнышку рассказывать всю постройку северной избы, ибо здесь это не поместится. Но некоторые ключевые моменты обязан показать поближе...




 Избу действительно срубали "помочью" или артелью плотников.
 При этом пила на самом деле совершенно не использовалась. На Севере давно было замечено, что пиленое дерево живёт меньше, легче впитывая влагу и попросту быстрее гниёт.
 Доски вытёсывались топором из цельного бревна, предварительно разбитого клиньями на пластины. Отсюда название - тёс. Он шёл на покрытие пола и на крышу.
 Скат крыши северной избы, с двумя слоями тёса и проложенной между ними берестой, утопленный и зажатый краями в особые брёвна (застреха, нижний и охлупень, верхний) представлял из себя замечательный водонепроницаемый пакет.
 И последнее. Венцы (ряды) брёвен клались друг на дружку, утопленные и подогнанные в особые чашки-выемки, причём видов укладки было множество - "в обло", "в шап" и так далее. Всё делалось с таким расчётом, чтобы сруб можно было разобрать-перевезти-собрать.
 Вашему вниманию самый простой способ укладки сруба - в обло:)
 Ещё раз... Видите, как подогнаны брёвна между собой? А то, что их концы не отпилены, а обрублены топором, вы тоже видите?




 А таким способом покрывали маковки церквей и часовен.
 Это лемех, тесовые дощечки из осины, повторяющие контур креста.




 А теперь немного сравнения...Так строили 100-120 лет назад.




 А так пятьдесят лет назад.




 Сначала строили так...




 А потом начали строить как-то так...
 Не забывая украшать стены таинственными непереводимыми заклинаниями, вроде этого:
 "Труженики села! Крепите дисциплину труда!"




 Совершенство, которого северный крестьянин достиг в строительстве и ремёслах, будет следующим, третьим штрихом, рисующим мою картину отдельно взятого мира - мира кенозерской деревни.




 Посёлок Усть-Поча, территория Кенозерского национального парка.
 Один из дней. Ждём Елизавету Ивановну, работника Парка... Она обещала открыть и показать нам Никольскую часовню XVII века, вот эту, что перед вами.
 Да, часовенка выглядит неброско, к тому же она давно затерялась среди сараев и бараков леспромхозной Усть-Почи.
 Ждём. Кучка овец, бестолково блея, толкаясь и наскакивая друг на друга, топчется в беспорядке суеты у своего сарая, утопая копытцами в собственном навозе. Лишь одна овечка встала под крыльцо часовни и молча наблюдает за происходящим.
 Жаркий предзакатный час, безветренно, на небе нет ни облачка.
 Пастыря овечьего тоже нигде не видно.




 Приходит Елизавета Ивановна, отпирает тяжёлую дверь часовни.
 Снимаем обувь, пол часовни встречает нас прохладным шёлком. Хотя вернее будет не так... В часовне пол двух видов - один положен реставраторами, другой, тот самый, тесовый, ровесник непоседливого Царя. Так вот первый это просто хорошие доски.
 Второй... Это шёлк. Мои пятки всегда могут это подтвердить, если не верите мне.




 В часовне скромно и прибрано.
 В часовне редко проводят службы.
 Но белый свет всё ещё падает сквозь маленькое окошко на простенький аналой.




 А потом поднимаешь голову и видишь ЭТО...
 Близость небес в маленькой северной часовне.
 Она, эта близость, играючи и пальчиком приподнимает тебя за подбородок - ну, мол, попробуй, дотянись. И давишь физически это желание - дотянуться до небес рукой. Слишком короток.
 Да, был один из дней. Один из не зря прожитых дней.
 Спасибо Вам ещё раз, Елизавета Ивановна Нечаева-Аникеева.




 Но я позволю себе продлить введение в эпизод.
 Вот вам для этого Введенская часовня в деревне Рыжково. Помоложе усть-поченской будет, всего-то 1801-го года рождения... В известное время случалось работать не по специальности - зернохранилищем. Совсем недавно её слегка подлечили, но только снаружи.
 Входим внутрь.




 Часовня Введения Пресвятой Богородицы во храм, начало XIX века.
 Ни одной внутренней реставрации.
 Выйдя отсюда, я буду уверен, что небеса всё-таки задели меня за голову. Не знаю как, но задели...






 Зернохранилище, говорите? Что же, штука безусловно полезная.
 По законам жанра я должен сейчас долго и кропотливо, скользя по теме всей своей толерантностью, описывать историю появления христианства в Кенозерье, рассказывать обряды и обычаи, связанные с возникновением святых рощ и выбором места для строительства церквей... Можно рассказать об архитектурных типах выживших часовен, о том, сколько и каких небес вас может задеть вы можете ещё увидеть в Парке.
 Но я не стану этого делать.




 И дело даже не в том, что это продолжительно. Я преследую некую мысль, а это уведёт вас от неё да и вообще из журнала.
 Северный мужик, придя на новое место, и начав строиться, одним из первых рубил не амбар, не овин, и часто даже не собственную баню, а часовню. Срубали сами, как привыкли - помочью, и без чьего-либо указа. И службы пото́м часто читали тоже сами, ведь не всякий батюшка сподобится в таку глухомань, разве что на праздник.
 А всё почему так-то? Да потому, что всякий понимал в те времена - в бане лишь чистоту тела соблюдают. Для души церковь нужна.
 Знаете, даже сейчас, и в самых бестолковых словарях этого языка, можно встретить слова дымчатого смысла, например, такие, как духовность и нравственность. Не завидую словарям. Очень им сложно наглядно донести до потребителя значения этих слов - ни взвесить их в словаре, ни посчитать, ни измерить эту самую нравственность с бездуховностью.
 Мне тоже сложно, но я скажу.
 Я скажу, что духовность или её отсутствие легко измерить методами обычной государственной статистики... Давно подсчитано количество разводов и абортов в этой стране, легко взвесить долю суицидов на одного счастливо выжившего. Поддаётся подсчёту, но не логике, количество брошенных родителями маленьких детей и взрослыми детьми беспомощных родителей. Матери-одиночки и мужья-"многоженцы". Инвалиды, нищие и бездомные. Воровство, насилие... да просто обычное бытовое пьянство.
 Сами перечислите дальше. Помогите словарям.
 Удивительно, но ничего этого не было на Кенозере до 1917-го года. Даже пьянства.
 И я уверен, что маленькая часовня на холме за деревней играла в этом пусть и не единственную, но всё же главную роль.




 И действительно, в Кенозерье умели искусно заготавливать всё, кроме самогона. Скажете, крестьянам и пить-то некогда было, в показанных тобой условиях выживания... Но только вот в колхозное время работы было никак не меньше. И именно тогда в деревнях запили по-чёрному. Сейчас в Вершинино есть свой участковый полицейский. Хороший мужик, правильный, я с ним даже немного знаком. Одна беда с ним... Сейчас он там необходим. И это плохо. А вот сказать, что 100 лет назад в более населённом Вершинино и окрестностях был отдельный полицейский участок я не могу. Пусть меня поправят знающие люди прямо здесь, но мне кажется, что его и не было. И то сказать, зачем? Ведь в те времена все избы на Кенозере запирались абсолютно символически.
 Да, из храма вполне можно устроить зернохранилище. И даже сарай можно... Только вот из сарая храм никогда не получится. Разве что колхозный клуб.




 Ну вот, догонял я, догонял эту свою мысль, иногда сбиваясь со следа, но всё-таки догнал. Трудно пришлось, ага. Так ведь уж больно далеко она была заброшена. И четырежды мне пришлось выделять слово удивительно...

 Феномен крестьянской деревни в дореволюционном Кенозерье заключался в разумном и эффективном природопользовании, основанном на общинном типе хозяйствования, в совершенстве владения необходимыми ремёслами и в высокой духовной и моральной чистоте крестьян, которая складывалась из уважения к труду, почитания традиций и искренней вере в Бога.

 Именно духовная чистота, пусть и не слишком грамотных, но свободных людей, выразилась здесь посредством сотен сказаний и былин, сложенных в этих краях, архитектурной красоте и гармонии построенных здесь деревень и церквей, мельниц и часовен.
 Несвободный человек тоже способен на сказки, но лучшие могут получиться на допросе у следователя скорее вопреки, чем вследствие.
 И ещё раз про архитектуру... Полюбуйтесь сначала этим.




 А потом вот этим...
 Этика - мать эстетики©, не правда ли?




 Знаете, иногда мне доводится слушать дискуссии по поводу загадочно исчезнувших цивилизаций. Мол, были, наследили и исчезли, не оставив объяснительной. Не иначе как молниеносный набег марсиан... или неравная битва с динозаврами, или просто какой-то неизученный катаклизм. В общем, апокалиптических версий всегда предостаточно. Но вдвойне загадочно выглядят исчезнувшие цивилизации народов, прекрасно живущих и поныне. К примеру, кхмеры, или индейцы майя... Как так, народ есть, и язык почти тот же, а цивилизации в нём как не бывало? И строят они теперь только невразумительные шалаши.
 Только зачем вам майя, уважаемые? Съездите на Кенозеро. Всё увидите.
 Не нужно марсиан. Достаточно, чтобы у всего большого и вполне процветающего народа случилось короткое помутнение рассудка, и через 70-100-170 лет он уже не сможет вспомнить, что с ним было позавчера. Народ будет. Прежней культуры уже нет.
 Останется только её памятник. Такой, как Кенозерский национальный Парк.




 А теперь обещанные ссылки.
 Но даже если бы я ничего и не обещал, то всё равно я обязан был бы их оставить, из элементарного уважения к этим людям. Одно дело недельку посидеть в сети, а потом конвертировать это в сомнительный реферат. И совсем другое - посвятить Кенозерью этнографические экспедиции, сбор материалов и по-настоящему научные труды.
 Так что вот они:
 Официальный сайт КНП, www.kenozero.ru. Мимо него пройти невозможно.
 Сайт kenozerjelive.ru. Неиссякаемое месторождение самой разной и полной информации по Кенозерью. Правда, у сайта есть один недостаток - отсутствует такая обычная на других сайтах закладка "О нас, любимых"... Поэтому шёпотом сообщаю, что ведут сайт два очень уважаемых за это человека Марк Зак и Андрей Зак. И, кажется, с помощью неодетого энтузиазма.
 А вот здесь располагается фундаментальная работа Мелеховой Галины Николаевны, кандидата исторических наук и этнолога, и Носова Владимира Васильевича, реставратора, архитектора и художника. Работа ещё 90-х годов и вообще-то посвящена Лекшмозерью, южной части КНП. Но обращайте внимание не на это, а на то, что там есть и вторая часть.
 Поучаствовала в этом посте и такая библиографическая редкость, как "Небеса Кенозерья". Редкостью её сделал Владимир Потанин, издав очень экономным тиражом. Хотя и на этом ему, касатику, наше жаркое чукоцкое спасибо.
 А ещё был мой собственный опыт общения с Кенозерьем и людьми, проживающими там. Кого-то я уже назвал...
 Хотя, почему "был"? Я вернусь и продолжу.




 И совсем уж последнее... Если вы вдруг как-то зацепились за здешние фотографии, то уверяю вас, это полное недоразумение. Сходите-ка лучше по ссылке и познакомьтесь с Анатолием Ериным. Это один из тех старых мастеров, кто умел рассказывать пейзаж не пользуясь цветом.
 Жаль, что он ушёл. Сейчас так уже не умеют снимать Русский Север. Никто не умеет.




 И всё же P.S... Попробовал сейчас перечитать изложенное... Начал дремать, дойдя где-то до Васьки Буслая... Эй, кто-нибудь! Если доберётесь до конца, чиркните в комментах, о чём пост.
 Я уже не помню.

Местонахождение: в читальной яранге
Настроение: complacentcomplacent

(66 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:marfa60
Date:Ноябрь 18, 2012 08:18 pm
(Link)
Как хорошо, что ЭТО ещё есть
Душу греет
Спасибо Вам..
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 04:09 am
(Link)
Это ещё есть благодаря работникам Парка и энтузиастам, не теряющим надежды сберечь Русский Север
Поэтому Ваше спасибо никак не мне - им :)
[User Picture]
From:jane_sea
Date:Ноябрь 18, 2012 08:22 pm
(Link)
Слов - в самый раз, а вот фотографий маловато будет. :) Не хватило, как-то чтоб прям с горкой.
Спасибо! ;)
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 04:12 am
(Link)
знаешь, после работ Ерина мне как-то неловко выкладывать свои
но без картинок текст выглядит совершенно смертоносно
хотя да, фотографий из недавней поездки здесь нет вообще, только старые и очень старые
[User Picture]
From:wheel_of_life
Date:Ноябрь 18, 2012 08:26 pm
(Link)
спасибо!!! очень понравилось, как хочется там побывать.
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 04:12 am
(Link)
и поверьте, не пожалеете!
спасибо :)
[User Picture]
From:hedgehoq
Date:Ноябрь 18, 2012 08:30 pm
(Link)
добрался до конца...
Кстати, а о чем хотелось написать?
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 04:16 am
(Link)
о феноменальной, но, увы, полностью утраченной, уникальности такого явления как русская северная деревня на примере Кенозерья, а также об истории её возникновения и причинах, её обуславливающих
[User Picture]
From:synthsnow
Date:Ноябрь 18, 2012 09:22 pm
(Link)
замечательные места...
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 04:16 am
(Link)
нечем спорить!
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 04:17 am
(Link)
ибо гвозди распиливают по дороге к стройке?
[User Picture]
From:anshp
Date:Ноябрь 19, 2012 05:41 am
(Link)
спасибо!
с огромным интересом посмотрел
и даже прочел)
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 01:44 pm
(Link)
а вот за это отдельное спасибо! )
[User Picture]
From:galenel
Date:Ноябрь 19, 2012 07:32 am
(Link)
Добралась до конца... жаль, что мне не довелось увидеть эти деревни жилыми и крепкими. Только у музеях и пытаешься представить, как оно там было.
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 01:46 pm
(Link)
Знаешь, на местности представить это гораздо легче.
Стоит съездить, правда.
[User Picture]
From:lada_wind
Date:Ноябрь 19, 2012 08:02 am
(Link)
Спасибо, интересный рассказ. :)
Про доски на полу. Вот интересно потрогать руки тех, кто делал такие раньше и кто реставрировал сейчас.
Жизнь меняется. Мы меняемся.
Я не думаю, что Вам бы понравилось жить своим трудом, так, как жили раньше. Но узнать о них конечно интересно. Ну и походить по их полам и по их землям, узнать про них - тоже очень интересно.
И я знаю людей, которым так нравится жить, хотя это очень тяжело. И которые не любят путешествовать, потому что им некогда и потому что они предпочитают другой способ взаимодействия с миром. :)
Мы все разные, и большая часть людей предпочитает читать все это в интернет. И некоторая часть людей любит путешествовать, узнавать и всем этим (особенно эмоциями :)) делиться в интернет.
Мы все разные. Как и раньше. Кто-то торговал, кто-то завоевывал, а кто-то вот так жил - производил, не зная о других способах или не принимая их.
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 01:54 pm
(Link)
Спасибо! :)
Руки последних можно потрогать, устроившись волонтёром в какой-либо из сезонов в КНП :)
Если серьёзно, то разница вряд ли найдётся - труд может быть одинаков, при разном результате
А путешествовать и тогда можно было... По крайней мере, с двумя целями - с целью наживы и познания Бога. Купцы и монахи-скитальцы-пилигримы... чем не путешественники?
[User Picture]
From:dimfoto
Date:Ноябрь 19, 2012 08:52 am
(Link)
Мигрирующие от татар на север жители Ростово-Суздальской, Владимирской и других русских земель сильно разбавили финно-угорское меньшинство? Да в этих русских землях почти все исконные топонимы финно-угорские:) Русский богатырь из Мурома - звучит забавно для XII века.
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 01:57 pm
(Link)
Да, именно по Онежско-Двинскому направлению ассимляция была наиболее сильной, но при этом о-очень постепенной. Про топонимику я как раз и сказал.
А про богатыря что-то не понял...
[User Picture]
From:tov_myauzer
Date:Ноябрь 19, 2012 11:14 am
(Link)
Ладно, ладно тебе скромничать... Прекрасный текст и фотографии. До того, как мяу занесло в тюрко-монгольские степи, я ведь именно Русским Севером занималась. Все студенческие годы. И первые мои студенческие экспедиции были именно там... Не совсем на Кенозере, но недалече... Три года по пол-лета... Ну а потом... потом еще лет 8 вождения экскурсий, в частности и по нашей русской экспозиции... а потом еще годы слушания этих экскурсий от других в качестве методиста... (весь послужной список, связанный с темой, озвучила даже для весомости :) ) Так что я немножко могу судить о качестве текста. Замечательно. У мяу так много писанины именно по работе, что на подобные подвиги в интернете я катастрофически не способна :(
...
Вот еще подумала тебе посоветовать некоторых авторов, которые вспомнились. Вдруг не читал... Во-первых, это Татьяна Борисовна Щепаньская (диссер у нее был "Неземледелец в земледельческой деревне: Обрядовое поведение" (о мужской магии: русские обычаи, обряды, верования, связанные с занятиями пастуха, мельника, плотника, печника, пасечника, знахаря, коновала, кузнеца)". Помню, раньше читала ее работы не как научную литературу, а с гораздо большим энтузиазмом... Настолько нестандартные у нее подходы были и живой язык), а также очень содержательная монография Бернштам Татьяны Александровны «Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ - начала ХХ вв.». Кладезь информации.
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 02:04 pm
(Link)
Свет, ничего не читал, спасибо. Обязательно доберусь, ибо в тему вжился - не отскребёшь.
А от подобных "подвигов" в интернете я тебя предостерегаю. Всё таки это не формат блога. Тут либо оставаться научным, либо популярным (хы). Писать очень трудно, а обо всём в любом случае не скажешь.
Хорошо, если выразишь основные черты, но дать полную характеристику одним постом... увы.
[User Picture]
From:naina_gorynych
Date:Ноябрь 19, 2012 07:15 pm
(Link)
И Ерин умер, значит, а я и не знала :( Небеса - штука совершенно волшебная, я когда впервые их увидела (в Каргополе), просто испытала культурный шок. Поправить хочу - не Усть-Почаевская все же часовня, а Усть-Поченская (там на клубе написано "Усть-Поченская речная запань").
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 19, 2012 07:25 pm
(Link)
Спасибо!
Да, конечно, Усть Поченская. Сейчас поправлю.
[User Picture]
From:tauka
Date:Ноябрь 20, 2012 01:15 pm
(Link)
Чукча, тебе скока раз можна в любви признацца?)
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 20, 2012 07:48 pm
(Link)
Неограниченно, все приму и на все отвечу.
Но перед этим неплохо было бы знать причину такого признания :)
[User Picture]
From:freckles177
Date:Ноябрь 20, 2012 06:07 pm
(Link)
всё как было когда то... в детстве, в деревне, в гостях у бабушки.... теперь у сказки.
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 20, 2012 07:51 pm
(Link)
в гостях у Чукчи
25-й сказочный кадр, факультативный :)
[User Picture]
From:mimika_mord
Date:Ноябрь 21, 2012 07:45 pm
(Link)
Росписи в цасовнях не были ни разу с 1801 года отреставрированы? Такая яркость красок, такая сохранность красочного слоя- невероятно просто.
Замечательно Вы всё написали. И особенно замечательно, что такими " обобщающими штрихами",
потому что под массой деталей теряется общая картина и душа повествования. А у Вас очень душевно всё получается.Спасибо )))
[User Picture]
From:chukcha_ghek
Date:Ноябрь 21, 2012 08:14 pm
(Link)
Спасибо Вам :)
Да, небеса Введенской часовни ни разу не реставрировались. Но они гораздо моложе, чем сама часовня. Точную дату назвать затрудняюсь, но им не больше 150 лет...

> Go to Top
LiveJournal.com